Главная \ HELP \ АУДИТ В РФ \ Система критериев обязательного аудита в Российской Федерации

Система критериев обязательного аудита в Российской Федерации

pencil_icon Перечень случаев обязательного аудита в 2018 году  (по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 год).

Обязательному аудиту за 2017 год по показателям отчетности подлежат любые организации, в том числе ЗАО,ООО , АНО, малые предприятия, у которых активы превысили 60 млн. руб. и/или выручка более 400 млн. руб.

РО САД 05-09-2017/1-2

 1. Система критериев обязательного аудита в Российской Федерации

сотрудничество-с-нпф-2016-2017Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.[1] Аудит является одной из гарантий, обеспечивающих в публичных целях достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. По своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределённого круга лиц и государства, то есть в общественном интересе. Необходимость проведения обязательного аудита обусловлена обстоятельствами, которыетребуют установления повышенных гарантий достоверности бухгалтерской отчётности проверяемых лиц.[2]

Таким образом, критерии обязательного аудита устанавливаются:

- в целях защиты прав и законных интересов широкого круга лиц;

- в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»(ред. от 01.05.2017) обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

В первоначальной редакции ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводился в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Существенные изменения в ч. 1 ст. 5  Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».  Согласно указанным изменениям критерии «объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг)» и «сумма активов бухгалтерского баланса» были повышены соответственно до 400 и 60 миллионов рублей.

Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год, согласно законодательству Российской Федерации (Информация Минфина РФ[3]) включает случаи обязательного аудита в соответствии Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а так же иные случаи, установленные федеральными законами. Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права и носит исключительно информационный характер. Случаи обязательного аудита классифицируются по следующим основаниям:

- организация имеет определенную организационно-правовую форму

- организация осуществляет определенный вид деятельности

- организация имеет определенные финансовые показатели

- организация составляет консолидированную отчетность

Так же перечень содержит конкретные организации.

Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год содержит 69 пунктов, аналогичный перечень за 2015 год состоял из 60 пунктов[4], за 2014 год – из 56[5].

В связи с изменением законодательства в Перечне случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2015 год увеличилось число случаев обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности (в частности, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ). Включены новые случаи обязательного аудита: госкорпорация«Роскосмос», единый институт развития в жилищной сфере, саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, единое общероссийское объединение страховщиков.

В Перечень случаев обязательного аудита за 2016 год добавлены такие пункты:

  • организация является акционерным обществом, предусмотренным распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2015 г. № 2176-р (данным распоряжением утверждены перечни ФГУП и АО, акции которых находятся в федеральной собственности);
  • организация является ФГУП, предусмотренным указанным выше распоряжением Правительства РФ;
  • организация является публично-правовой компанией;
  • организация является микрофинансовой компанией;
  • организация является политической партией, получившей в отчетный период госфинансирование;
  • организация является политической партией, общая сумма пожертвований в отчетный период которой в сводном финансовом отчете составила 60 и более млн. рублей;
  • организация является политической партией, общая сумма расходов в отчетный период которой в сводном финансовом отчете превысила 60 млн рублей;
  • акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций»;
  • фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств).

Следует отметить, что проведение обязательного аудита в отношении некоторых организаций установлено несколькими федеральными законами. Например, обязательный аудит акционерных обществ установлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ст. 5, ч. 1, п. 1) и  Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ст. 88, ч. 3).

Выводы: система критериев обязательного аудита в РФ постоянно совершенствуется, случаи проведения обязательного аудита изменяются и  дополняются, исходя из потребностей экономики и защиты общественных интересов.

2. Система критериев обязательного аудита в других странах

В основаниях проведения обязательного аудита в других странах[6] нет абсолютного единообразия, так как данные критерии устанавливаются исходя из состояния и потребностей экономики каждой страны.

Однако можно отметить, что,  как правило, организациями, подлежащими обязательному аудиту, являются акционерные общества, организации, работающие с денежными средствами физических и юридических лиц, а так же организации, количественные показатели которых превышают установленные показатели: по активам баланса, объемам продаж, численности работников.

Согласно проекту Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза[7] обязательному аудиту подлежит:

а) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации (банка), страховой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам;

б) бухгалтерская (финансовая) отчетность, включаемая в проспект ценных бумаг;

в) годовая консолидированная финансовая отчетность.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

Государство-член Евразийского экономического союза вправе устанавливать случаи, в которых бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту, дополнительные к указанным случаям, а также предоставить право проводить обязательный аудит в этих случаях индивидуальным аудиторам.

Выводы: действующая система критериев обязательного аудита в РФ в основном соответствует мировой практике. В системе критериев обязательного аудита в Российской Федерации отсутствует  такой важный количественный критерий как численность работников организации, подлежащей обязательному аудиту.

3. Основные показатели рынка обязательного аудита в Российской Федерации в 2016 году

Согласно основным показателям рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2016 году аудиторскими организациями была проаудированабухгалтерская отчетность 74537 клиентов[8]. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации на 01.01.2017г. количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц - 4 553 818[9]. Таким образом, за 2016 год аудиторскими организациями проаудирована бухгалтерская отчетность 1,6% юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации.

Доля клиентов обязательного аудита в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована составила 91,4%.

Доля обязательного аудита в качестве основания проведения аудита аудиторскими организациями составила 90, 6% из доли в общем количестве проведенных аудитов, в том числе:

акционерные общества – 35%

организации, ценные бумаги которыхдопущены к обращению на организованных  торгах - 0,8%

кредитные организации – 1%

страховые организации и обществавзаимного страхования - 0,5%

негосударственные пенсионные фонды - 0,2%

иныенекредитные финансовые организации - 1,1%

организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% - 2,4%

организации, финансовые показатели которыхвыше минимальных значений–49%

организации, предоставляющие и (или) раскрывающие консолидированную финансовую отчетность - 1,4%.

Распределение клиентов аудиторских организаций,бухгалтерская отчетность которых проаудирована в 2016 году, по объему выручки выглядит следующим образом:

с выручкой менее 400 млн. руб. – 66,2%

от 400 млн. до 1 млрд. руб. – 16,8%

от 1 до 2 млрд. руб. – 7,2%

от 2 до 4 млрд. руб. – 4%

более 4 млрд. руб. – 5,8%

Выводы: аудиторскими организациями проаудирована бухгалтерская отчетность за 2016 год незначительной части юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации - 1,6%. Доля клиентов обязательного аудита составляет основную часть в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована -  91,4%. Организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений составили 49% в общем количестве проведенных аудитов. Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована в 2016 году, 66,2% составили организации с выручкой менее 400 млн. руб. 

4. Предложения по совершенствованию системы критериев обязательного аудита

Критерии обязательного аудита устанавливаются:

- в  целях защиты прав и законных интересов широкого круга лиц;

- в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

При установлении критериев обязательного аудита необходимо оценить риск составления организациями недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности,  риск наступления связанных с этим негативных последствий и их возможный масштаб.При этом учитыватьследующие данные об организациях:

1)      сфера деятельности;

2)      масштаб деятельности (федеральный, региональный, местный);

3)      финансовый масштаб деятельности;

4)      существенность и значимость для общества деятельности, социальная значимость;

5)      численность сотрудников;

6)      привлечение денежных средств третьих лиц;

7)      участие государственной собственности, государственных средств;

8)      государственное регулирование, лицензирование;

9)      иные обстоятельства, которые могут быть использованы для определения значимости для обязательного аудита.

Например, при оценке перечисленных выше данных, к объектам обязательного аудита могут быть отнесены:

  • градообразующие организации;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по регулируемым государством ценам (тарифам);
  • организации, осуществляющие лицензируемую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Вопрос определения критериев финансового масштаба деятельности организаций для отнесения организаций к объектам обязательного аудита является актуальным и значимым для рынка аудиторских услуг Российской Федерации. Как отмечалось выше, согласно основным показателям рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2016 году, организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений составили 49% в общем количестве проведенных аудитов.

Финансовый масштаб деятельности организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, определяется Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в двух показателях:

1) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год;

2) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному.

Определение значенийданных показателей в качестве критериев обязательного аудита предлагается рассмотреть в качестве дискуссионного вопроса, требующего системного изучения и обсуждения. Обобщенные мнения членов Комиссии по мониторингу рынка аудиторских услуг Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности приведены в Приложении № 2.

Следует отметить, что существуют так же другие обстоятельства, при которых требуются повышенные гарантии достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые предоставляет аудит, но при отсутствии необходимости проведения аудита на постоянной основе.Например:

1)      организация обращается в кредитную организацию за получением кредита;

2)      организация является участником госзакупок;

3)      в деятельности организации произошли значительные изменения, в том числе в организационной структуре, (например, изменение организационно-правовой формы, реорганизация (присоединение, выделение), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, новые виды деятельности);

4)      в деятельности организации по результатам проверки государственного финансового контроля обнаружены нарушения.

В данных случаях, в отличие от случаев проведения обязательного аудита,необходимость проведения аудита может быть установлена не федеральными законами, а подзаконными нормативными правовыми актами государственных органов, регулирующих возникающие правоотношения.

Следует отметить, что от эффективностисистемы критериев обязательного аудита зависит эффективность системы обязательного аудита в целом. Так как обязательный аудит устанавливается государством в общественных интересах, то и регулирование обязательного аудита должно осуществляться государством.

Эффективность обязательного аудита возможна при следующих условиях:

  • опубликование организациями, подлежащими обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности с приложением аудиторского заключения;
  • контроль результатов обязательного аудита со стороны государствас применением мер административного воздействия к аудируемым лицам;
  • ответственность организацийза уклонение от обязательного аудита;
  • ответственность организаций за непредставление аудиторского заключения в органы статистики;
  • ответственность за формирование организациями недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • раскрытие аудиторскими организациями, осуществляющими обязательный аудит информации о своей деятельности;
  • контроль качества деятельности аудиторских организаций, осуществляющих обязательный аудит;
  • ответственность аудиторских организаций и аудиторов за качество проведенного обязательного аудита.

Выводы: критерии обязательного аудита должны устанавливаться в  целях защиты прав и законных интересов широкого круга лиц, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. При формировании критериев должен оцениваться риск составления организациями недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, риск наступления связанных с этим негативных последствий и их масштаб. Для полной оценки данных при формировании критериев должны использоваться сведения Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы статистики и других государственных органов. Эффективность обязательного аудита зависит,в том числе от обоснованности критериев обязательного аудита, доступности для широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и результатов обязательного аудита, контроль результатов обязательного аудита со стороны государства, ответственности аудиторских организаций за результаты аудита и ответственности аудируемых лиц за формирование недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.



[1]Ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

[2] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 4-П«По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В.Выставкиной»

 [3]https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=117095

[4]https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=104642

[5]https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=46857

[6] См. Приложение№ 1

[7]https://docs.eaeunion.org/ru-ru

[8]https://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/#

[9]https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/

Теги обязательный аудит аудит фонда аудит ООО критерии обязательного аудита аудит НКО аудит 2017