Главная \ HELP \ АУДИТ В РФ \ Аудиторское заключение при раскрытии финотчетности с изъятием отдельных сведений

Аудиторское заключение при раскрытии финотчетности с изъятием отдельных сведений

О применении Международных стандартов финансовой отчетности

 

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности, образованная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 148, обобщила опыт применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории Российской Федерации и сообщает следующее.

 

Раскрытие консолидированной финансовой отчетности

с изъятием отдельных сведений[1]

 

1. В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность[2] организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений.

Подлежащие раскрытию в консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО сведения, которые организация вправе не раскрывать (далее – «чувствительная» информация), а также круг таких организаций определены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 232 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности». Особенности регулирования данного вопроса для кредитных и некредитных финансовых организаций установлены решениями Совета директоров Банка России соответственно от 29 декабря и 23 декабря 2022 г.

1.1. Исходя из указанной нормы Федерального закона № 208-ФЗ, раскрытие консолидированной финансовой отчетности организации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, с изъятием таких сведений является обязанностью организации.

Исходя из указанной нормы Федерального закона № 208-ФЗ и норм названного постановления Правительства Российской Федерации, раскрытие консолидированной финансовой отчетности организации, содержащей «чувствительную» информацию, с изъятием такой информации является правом организации (за исключением кредитных организаций, особенности регулирования данного вопроса для которых установлены решением Совета директоров Банка России от 29 декабря 2022 г.).

1.2. Указанная норма Федерального закона № 208-ФЗ не отменяет и не изменяет:

а) нормы законодательства Российской Федерации  в части обязанности организации составлять, и (или) представлять, и (или) раскрывать консолидированную финансовую отчетность;

б) норму части 1 статьи 3 этого Федерального закона в части обязанности организации составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а, следовательно, и положения МСФО, применяемых на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ.

Таким образом, в случаях, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона № 208-ФЗ, организация, обязанная составлять консолидированную финансовую отчетность в силу части 1 статьи 2 этого Федерального закона, организация, обязанная составлять, и (или) представлять, и (или) раскрывать консолидированную финансовую отчетность, а также организация, учредительными документами которой предусмотрены представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности:

а) составляет консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, содержащую, среди прочего, сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию (далее – полная консолидированная финансовая отчетность);

б) при наличии обязанности раскрывать консолидированную финансовую отчетность в дополнение к полной консолидированной финансовой отчетности составляет консолидированную финансовую отчетность, не содержащую сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию (далее – консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений). При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 232 «чувствительная» информация не включается в консолидированную финансовую отчетность по решению самой организации.

2. В случаях, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона № 208-ФЗ, организация раскрывает исключительно консолидированную финансовую отчетность с изъятием отдельных сведений.

Согласно второму предложению части 8 статьи 7 Федерального закона № 208-ФЗ, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию. В связи с этим в описанном случае необходимость составления консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений отсутствует.

3. Подготовка консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений может быть осуществлена одним из следующих способов:

а) техническим исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию из полной консолидированной финансовой отчетности (корректурный способ);

б) составлением раскрываемой консолидированной финансовой отчетности.

3.1. Техническое исключение информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию из полной консолидированной финансовой отчетности предполагает подготовку на основе полной консолидированной финансовой отчетности консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений; причем последняя должна представлять экономические ресурсы и обязательства организации по состоянию на отчетную дату, а также изменения этих ресурсов и обязательств за отчетный период в соответствии со структурой изложения информации, принятой в полной консолидированной финансовой отчетности.

3.2. Под раскрываемой консолидированной финансовой отчетностью понимается составленная на основе полной консолидированной финансовой отчетности консолидированная финансовая отчетность, не содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию. Раскрываемая консолидированная финансовая отчетность составляется организаций путем исключения из полной консолидированной финансовой отчетности сведений, составляющих государственную тайну, и (или) «чувствительной» информации. Иные сведения, содержащиеся в полной консолидированной финансовой отчетности, подлежат включению в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность структурно и содержательно таким же образом, как в полной консолидированной финансовой отчетности (за исключением случая, когда раскрываемая консолидированная финансовая отчетность может быть охарактеризована как обобщенная консолидированная финансовая отчетность в смысле Международного стандарта аудита МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности», введенного в действие для применения в Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н).

3.2.1. Помимо указанного в пункте 3.2 настоящего документа раскрываемая консолидированная финансовая отчетность должна содержать:

а) указание на то, что эта отчетность составлена на основе полной консолидированной финансовой отчетности, составленной организацией, путем исключения из нее сведений, составляющих государственную тайну, и (или) «чувствительной» информации, т.е. сведений, раскрытие которых способно нанести ущерб организации и (или) ее контрагентам;

б) указание на законодательный и (или) иной нормативный правовой документ, которым организация освобождена от обязанности раскрывать полную консолидированную финансовую отчетность;

в) указание на то, что состав исключенных из полной консолидированной финансовой отчетности сведений, раскрытие которых способно нанести ущерб организации и (или) ее контрагентам, определен руководством организации на основе соответствующего законодательного и (или) иного нормативного правового акта;

г) указание на то, что раскрываемая консолидированная финансовая отчетность составлена с целью представления консолидированного финансового положения и консолидированных финансовых результатов организации, раскрытие которого не наносит ущерб организации и (или) ее контрагентам, а также предупреждение пользователям, что эта отчетность может быть непригодна для использования в иных целях.

3.2.2. Наименование всего комплекта консолидированной финансовой отчетности, а также наименования каждого отчета, включенного в комплект, должно содержать указание на то, что это раскрываемая (а не полная) отчетность[3].

3.2.3. Например, раскрываемая консолидированная финансовая отчетность может содержать следующий текст:

«РАСКРЫВАЕМАЯ

КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ»

ЗА ГОД, ЗАКОНЧИВЩИЙСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

 

 

РАСКРЫВАЕМЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ

ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ»

ПО СОСТОЯНИЮ НА 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

 

РАСКРЫВАЕМЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ И ПРОЧЕМ СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ»

ЗА ГОД, ЗАКОНЧИВЩИЙСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

 

РАСКРЫВАЕМЫЙ КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ

ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ»

ЗА ГОД, ЗАКОНЧИВЩИЙСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

 

ПРИМЕЧАНИЯ К РАСКРЫВАЕМОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ»

ЗА ГОД, ЗАКОНЧИВЩИЙСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА

 

Примечание 1. «Принципы составления раскрываемой

консолидированной финансовой отчетности»[4]

Настоящая раскрываемая консолидированная финансовая отчетность составлена руководством публичного акционерного общества «ХХХ» (далее – Общество) на основе полной консолидированной финансовой отчетности за год, закончившийся 31 декабря 2022 года, составленной руководством Общества в соответствии с МСФО, путем исключения из нее сведений, раскрытие которых способно нанести ущерб Обществу и (или) его контрагентам (далее – чувствительная информация). Решение о составлении раскрываемой консолидированной финансовой отчетности принято руководством Общества на основании части 8 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 232 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности». Состав чувствительной информации определен руководством Общества также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 232.

Настоящая раскрываемая консолидированная финансовая отчетность составлена с целью представления консолидированного финансового положения и консолидированных финансовых результатов Общества, раскрытие которых не наносит ущерб Обществу и (или) его контрагентам. Как следствие, данная раскрываемая консолидированная финансовая отчетность может быть непригодна для иной цели.»

3.4. В соответствии с пунктом 16 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» организация, финансовая отчетность которой соответствует МСФО, должна подтвердить это, включив в примечания к финансовой отчетности свое явное и однозначное заявление о таком соответствии. Не допускается описание финансовой отчетности как соответствующей МСФО, кроме случаев, когда она соответствует всем требованиям МСФО.

Поскольку консолидированная финансовая отчетность с изъятием отдельных сведений не содержит всю информацию, раскрытие которой обязательно согласно МСФО, такая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО. В связи с этим отчетность не должна содержать заявление о соответствии МСФО.

3.4.1. При подготовке консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений корректурным способом наряду с изъятием информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную» информацию из полной консолидированной финансовой отчетности изымается также примечание к финансовой отчетности, содержащее заявление руководства организации о соответствии отчетности МСФО.

 

 

 

[1] Настоящий документ не затрагивает вопросы аудита консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений, составления аудиторского заключения о такой отчетности, а также раскрытия аудиторского заключения, которые будут рассмотрены дополнительно.

[2] А также финансовая отчетность организаций, не создающих группу.

[3] В случае, когда раскрываемая консолидированная финансовая отчетность может быть охарактеризована как обобщенная консолидированная финансовая отчетность в смысле Международного стандарта аудита МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности», введенного в действие для применения в Российской Федерации приказом Минфина России от 9 января 2019 г. № 2н, наименование всего комплекта такой отчетности, а также наименования каждого отчета, включенного в комплект, должны содержать указание на то, что эта отчетность обобщенная.

[4] Данное примечание не заменяет иные примечания, в которых раскрываются другие принципы составления раскрываемой консолидированной финансовой отчетности, включая основные положения учетной политики, и приводится в раскрываемой консолидированной финансовой отчетности наряду с этими примечаниями.