Советом по аудиторской деятельности одобрена новая модель квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора.
Актуальность разработки новой модели квалификационного экзамена обусловлена необходимостью приведения его в соответствие с современными требованиями, международными стандартами образования аудиторов и международными стандартами аудита.
Новая модель предполагает уровневый подход к квалификационному экзамену, обеспечивая последовательный переход от одного уровня компетенций к более сложному уровню, и представляет собой систему, предусматривающую алгоритм приобретения претендентом профессиональной компетентности и поддержание ее на должном уровне.
На основе проведенного исследования выделены 3 уровня аттестации аудиторов: базовый, промежуточный и продвинутый.
Каждый уровень отличается сложностью задач, полномочиями и ответственностью претендента при достижении им соответствующего уровня квалификации.
Новый экзамен имеет модульную структуру. Для каждого уровня предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки.
Модель квалификационного экзамена включает 6 областей аттестации: Бухгалтерский учет и отчетность; Аудиторская деятельность; Финансовый анализ и анализ бизнеса; Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль; Право; Налогообложение.
Базовый уровень предполагает оценку компетенций претендентов по пяти экзаменационным модулям, организованным в форме компьютерного тестирования.
Основной уровень включает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена с применением компьютеров, на котором проверяются умения применять знания по каждому модулю из установленных областей аттестации в процессе решения нескольких письменных заданий, состоящих из практических вопросов и мини-задач.
Квалификационный уровень предполагается в форме выполнения комплексной ситуационной задачи, которая позволяет оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, проверить навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА. Квалификационный уровень назван квалификационной работой, так как он завершает процедуру квалификационной аттестации, после чего претендент имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора.
Различия в уровнях аттестации и их краткая характеристика
Уровень
Характеристика, предмет оценки
Различия в уровнях
Базовый
Проверка начальных компетенций (с возможностью зачетов для претендентов, имеющих профильное экономическое образование)
Понимание теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью
Основной
Оценка профессиональных компетенций в разрезе областей аттестации в рамках отдельных модулей
Углубленное понимание требуемых компетенций, способность решения задач в рамках отдельных модулей по областям аттестации, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций, связанных с аудиторской деятельностью