
ОбАудит 2020

МОДА
Получить положительное аудиторское заключение

слайд 2021
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии
Информационное сообщение
15 июня 2021 г. № ИС-аудит-44
Определены особенности контроля за аудиторами
в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ
Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы входят в число субъектов национальной антиотмывочной системы. Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» уточнены положения Федерального закона № 115-ФЗ, посвященные организации и осуществлению контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ и ФРОМУ).
С учетом новелл Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ основными элементами системы контроля за аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ являются:
объекты контроля – аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (далее вместе – аудиторы);
предмет контроля – соблюдение аудиторами требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (далее – обязательные требования), а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля;
субъекты контроля – Росфинмониторинг, Казначейство России и саморегулируемая организация аудиторов;
дистанционный мониторинг – анализ информации, поступающей в Росфинмониторинг в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ; организуется и проводится Росфинмониторингом; цель – выявление риска несоблюдения аудиторами обязательных требований; информация по результатам дистанционного мониторинга передается другим субъектам контроля для осуществления ими контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ;
подход к организации контроля – риск-ориентированный; предусматривает отнесение деятельности аудиторов к определенному уровню риска несоблюдения обязательных требований; уровни риска формируются субъектами контроля с учетом в том числе результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга;
порядок организации и осуществления контроля – утверждается Правительством Российской Федерации; включает в том числе порядок организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности объектов контроля, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, порядок взаимодействия Росфинмониторинга с другими субъектами контроля по вопросам организации этого контроля;
обмен информацией между субъектами контроля – осуществляется на основе отдельных соглашений между Росфинмониторингом и другими субъектами контроля; в соглашениях определяются объем и порядок представления информации, необходимой для осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ; обмен информацией ведется через личные кабинеты субъектов контроля, размещенные на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.
Национальная оценка рисков
Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ определено, что национальная оценка рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма – это деятельность по выявлению и (или) предотвращению рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма, выработке мер по минимизации этих рисков. Национальная оценка рисков организуется Росфинмониторингом во взаимодействии с государственными органами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемой организацией аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Она проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными Росфинмониторингом.
Последняя национальная оценка рисков проводилась в 2017-2018 г. Отчеты о ее результатах размещены на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.
Секторальная оценка рисков
Исходя из Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ, помимо национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, проводится секторальная оценка таких рисков. В ходе этой оценки указанные риски выявляются для отдельных секторов экономической деятельности. Секторальная оценка рисков проводится Росфинмониторингом и соответствующими контрольными органами. Порядок проведения секторальной оценки рисков в сфере аудиторской деятельности устанавливается субъектами контроля в этой сфере. Секторальная оценка рисков проводится с учетом результатов национальной оценки рисков.
Последняя секторальная оценка рисков в сфере аудиторской деятельности проводилась в 2018 г. Отчет о ее результатах размещен на официальном Интернет-сайте Минфина России.
Вступление в силу
Изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 165-ФЗ, вступают в силу с 27 июня 2021 г.
Уточнены процедуры работы Совета по аудиторской деятельности
Приказом Минфина России от 19 апреля 2021 г. № 64н внесены изменения в Положение о совете аудиторской деятельности, утвержденное приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н. Цель этих изменений – уточнение процедур работы Совета, связанных с проведением голосования членов Совета, функциями Совета, представлением ежегодного отчета Совета в Минфин России.
Изменения вступили в силу 31 мая 2021 г.
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России