Главная \ HELP \ АУДИТ В РФ \ Отменены плановые проверки аудиторских организаций в 2022 г., Уточнен перечень видов аудиторских услуг, Установлена форма проверочного листа для внешнего контроля деятельности аудиторских организаций/ Утвержден порядок электронного документооборота между аудиторскими организациями и Федеральным каз

Отменены плановые проверки аудиторских организаций в 2022 г., Уточнен перечень видов аудиторских услуг, Установлена форма проверочного листа для внешнего контроля деятельности аудиторских организаций/ Утвержден порядок электронного документооборота между аудиторскими организациями и Федеральным каз

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

25 марта 2022 г. № ИС-аудит-52

Отменены плановые проверки аудиторских организаций в 2022 г.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 г. отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Применительно к сфере аудиторской деятельности это означает, что в 2022 г.:

Федеральное казначейство не будет проводить плановые проверки деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;

Минфин Росси не будет проводить плановые проверки деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации на 2022 г. установлены:

допустимые случаи проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок;

автоматическое продление срока исполнения предписаний, выданных до дня вступления в силу этого постановления и действующих на день вступления его в силу, на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения таких предписаний (без ходатайства (заявления) контролируемого лица). При этом контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении указанного срока в контрольный (надзорный) орган;

возможность проведения профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.

Постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 10 марта 2022 г.

Уточнен перечень видов аудиторских услуг

Перечень видов аудиторских услуг утвержден приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н. Этот перечень уточнен приказом Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 20н: для заданий, обеспечивающих уверенность в нефинансовой информации (пункты 2.1.2 и 2.2.7 перечня), приведены примеры нефинансовой информации. Такими примерами является информация в отчетах о выбросах парниковых газов, отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетности об устойчивом развитии. Перечисленные примеры не являются исчерпывающими.

          Приказ от 18 февраля 2022 г. № 20н          принят во исполнение Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года и вступает в силу с 3 апреля 2022 г.

Установлена форма проверочного листа

для внешнего контроля деятельности аудиторских организаций

В соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные органы формируют и утверждают проверочные листы. Цели применения проверочных листов – снижение рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизация проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Проверочный лист представляет собой список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Проверочные листы заполняются при проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы. Они заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы приобщаются к акту этого мероприятия.

В целях реализации данного требования Федерального закона приказом Федерального казначейства от 4 февраля 2022 г. № 7н утверждена форма проверочного листа, предназначенная для применения Федеральным казначейством при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Помимо непосредственно формы проверочного листа приказом определены:

а) предмет контрольных действий, при осуществлении которых применяется проверочный лист, - обязательные требования, установленные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

б) список контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований.

Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. № 1844 проверочные листы будут применяться Федеральным казначейством и его территориальными органами в обязательном порядке при выездных проверках. В остальных случаях они будут применяться по решению Федерального казначейства (его территориального органа).

Приказ Федерального казначейства вступил в силу с 1 марта 2022 г., за исключением пунктов 70 и 71 формы проверочного листа, которые вступят в силу со 2 января 2023 г.

 

Утвержден порядок электронного документооборота между аудиторскими организациями и Федеральным казначейством

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

одним из способов направления Федеральным казначейством своих предписаний и запросов аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги общественно значимым организациям, является направление их в форме электронных документов. Такие документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Предписания и запросы в форме электронных документов считаются полученными аудиторской организацией по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату при условии, что Федеральное казначейство имеет подтверждение получения указанных предписаний и запросов (часть 12 статьи 10.2);

аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, обязаны обеспечить возможность предоставления в Федеральное казначейство электронных документов, а также возможность получения таких документов от Федерального казначейства (часть 7 статьи 13);

порядок электронного документооборота в указанных случаях устанавливается Федеральным казначейством (часть 12 статьи 10.2, часть 7 статьи 13).

Указанный порядок установлен приказом Федерального казначейства от 2 марта 2022 г. № 11н. Этим актом, в частности, определено, что:

а) электронные документы, предоставляемые аудиторской организацией в Федеральное казначейство, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью;

б) сфера электронного документооборота не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую и иную тайну, охраняемую законом;

в) документы в электронном виде направляются:

- до 1 января 2024 г. по телекоммуникационным каналам связи;

- с 1 января 2024 г. по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Приказ Федерального казначейства вступит в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.

 

Принят порядок электронного документооборота между саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством

 

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», саморегулируемая организация аудиторов обеспечивает возможность предоставления в Федеральное казначейство электронных документов, а также возможность получения таких документов от Федерального казначейства. Порядок такого документооборота устанавливается Федеральным казначейством (пункт 9 части 4 статьи 17).

Такой порядок установлен приказом Федерального казначейства от 2 марта 2022 г. № 11н. Этим актом, в частности, определено, что:

а) электронные документы, направляемые Федеральным казначейством саморегулируемой организации аудиторов, а также предоставляемые саморегулируемой организацией аудиторов в Федеральное казначейство, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью;

б) сфера электронного документооборота не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую и иную тайну, охраняемую законом;

в) документы в электронном виде направляются:

- до 1 января 2024 г. по телекоммуникационным каналам связи;

- с 1 января 2024 г. по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Приказ Федерального казначейства вступит в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 г.

 

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России