ОбАудит 2020
МОДА
Получить положительное аудиторское заключение
слайд 2021
НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии
Информационное сообщение
21 февраля 2023 г. № ИС-аудит-61
Уточнены требования к независимости
аудиторских организаций и аудиторов
Федеральным законом от 17 февраля 2023 г. № 31-ФЗ внесены изменения в нормы Федерального закона «Об аудиторской деятельности», посвященные независимости аудиторских организаций и аудиторов. Основные новации законодательства заключаются в следующем.
1. Предусмотренные статьей 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» запреты на оказание аудиторских услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (части 4 и 5) обособлены от аналогичных запретов на участие аудиторов, отличных от индивидуальных, в оказании таких услуг (часть 6) (ранее – запреты не разделялись).
2. В Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» введены отдельные новые понятия и нормативно закреплен ряд понятий, связанных с независимостью:
а) правила независимости аудиторов и аудиторских организаций – документ, содержащий основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости, рисков возникновения такой угрозы, и меры по предотвращению, устранению данной угрозы либо снижению ее уровня (ранее – определение не формулировалось);
б) контролирующее лицо – лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации (ранее – понятие не применялось). При этом Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не признаются контролирующими лицами для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
в) подконтрольное лицо (подконтрольная организация) – юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (ранее – понятие не применялось);
г) родственники – родители, братья, сестры, дети, супруги, родители супругов и дети супругов (ранее – определение не формулировалось, но состав лиц, признаваемых родственниками, был таким же);
д) финансовый инструмент – ценная бумага или производный финансовый документ (ранее – понятие не применялось). В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» это понятие используется в значении, определенном в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
3. Конкретные запреты, установленные статьей 8 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности», распространяются на оказание всех аудиторских услуг (аудит и сопутствующие ему услуги) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а также на участие аудиторов в оказании их (ранее – только на аудит).
Помимо конкретных запретов, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», запреты могут устанавливаться иными федеральными законами и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций (ранее – положение не формулировалось).
4. Введен ряд дополнительных запретов на оказание аудиторских услуг (ранее – такие запреты не формулировались). В частности, оказание аудиторских услуг недопустимо в следующих случаях:
а) аудиторская организация, индивидуальный аудитор являются контролирующими лицами аудируемого лица (пункт 3 части 4 статьи 8);
б) аудируемое лицо является контролирующим лицом аудиторской организации (пункт 3 части 4 статьи 8);
в) аудиторская организация и аудируемое лицо имеют общих контролирующих лиц (пункт 4 части 4 статьи 8);
г) аудиторская организация, индивидуальный аудитор и аудируемое лицо имеют общих подконтрольных лиц (пункт 4 части 4 статьи 8);
д) аудируемое лицо является кредитором аудиторской организации, индивидуального аудитора по денежным и иным обязательствам (за исключением обязательств по договору займа, кредитному договору) в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов этих аудиторской организации, индивидуального аудитора (подпункт «д» пункта 6 части 4 статьи 8);
е) руководитель аудируемого лица является кредитором (поручителем) аудиторской организации, индивидуального аудитора в объеме более чем 10 процентов балансовой стоимости активов аудиторской организации, индивидуального аудитора (пункт 7 части 4 статьи 8);
ж) аудиторская организация, ее руководитель, иное должностное лицо, работник аудиторской организации, являющийся участником аудиторской группы, родственник руководителя этой аудиторской организации или работника аудиторской организации, являющегося участником аудиторской группы, владеют финансовыми инструментами аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией, либо являются выгодоприобретателями по таким финансовым инструментам (пункт 9 части 4 статьи 8).
5. Расширен перечень запретов, нарушение которых влечет исключение сведений об аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов на основании предписаний Казначейства России или Банка России. В их число включены дополнительные запреты, описанные в пункте 4 настоящего Информационного сообщения (ранее – нарушение таких запретов не являлось основанием для исключения сведений из реестра).
6. Расширен перечень запретов, соблюдение которых учитывается при внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (статьи 5.3, 5.5 и 5.6 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности»). В их число включены дополнительные запреты, описанные в пункте 4 настоящего Информационного сообщения. Нарушение этих запретов является основанием для отказа во внесении сведений об аудиторской организации в названные реестры, а неоднократное в течение трех последовательных лет нарушение их – основанием для исключения сведений об аудиторской организации из этих реестров (ранее – нарушение таких запретов не являлось основанием для отказа во внесении сведений в названные реестры и исключения сведений из реестров).
7. Уточнено требование в отношении порядка выплаты и размера денежного вознаграждения по договору оказания аудиторских услуг (часть 7 статьи 8). Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторской организации, индивидуальному аудитору, определенные такими договорами, не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемого лица к содержанию выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания данных услуг (ранее - требований аудируемого лица к содержанию выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита).
8. В связи с описанными новациями в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» произведены следующие уточнения технического характера (содержание норм не изменилось):
а) в части 4 статьи 17.2 перечисление родственников заменено термином «родственники», который определен в пункте 5 части 1 статьи 8;
б) в части 6.3 статьи 20 указана новая отсылка к требованиям (части 3-5 статьи 8), нарушение которых влечет исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральный закон от 17 февраля 2023 г. № 31-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2023 г. К этому сроку аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России