ОбАудит 2020
МОДА
Получить положительное аудиторское заключение
слайд 2021
НОВОЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии
Информационное сообщение
25 сентября 2023 г. № ИС-учет-48
Установлены особенности раскрытия
консолидированной финансовой отчетности
В соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированная финансовая отчетность организации, содержащая сведения, определенные Правительством Российской Федерации, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае, если в консолидированной финансовой отчетности часть информации, содержащая сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию.
В целях реализации этого положения Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 сентября 2023 г. № 1490 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности» (далее – постановление № 1490). Это постановление определяет особенности исключительно раскрытия консолидированной финансовой отчетности, но не составления ее.
Постановление № 1490 заменяет одноименное постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 232[1]. Постановление № 1490 вступило в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 15 сентября 2023 г. Порядок, предусмотренный им, подлежит применению, начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за 2023 г., раскрываемой с этой даты. С 15 сентября 2023 г. утратило силу постановление Правительства Российской Федерации 5 марта 2020 г. № 232.
Организации, для которых установлены особенности
Особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности установлены для организаций, обязанных раскрывать такую отчетность в силу требований Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», а именно:
организации, поименованные в части 1 статьи 2 этого Федерального закона;
организации, указанные в части 5 статьи 2 этого Федерального закона.
Случаи, для которых установлены особенности
Организация, для которой постановлением № 1490 установлены особенности раскрытия консолидированной финансовой отчетности, вправе не раскрывать в этой отчетности информацию (либо раскрывать ее в ограниченном составе и (или) объеме) в случаях, когда:
в отношении организации действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов (далее – меры ограничительного характера);
она является кредитной организацией, отнесенной к категории уполномоченных банков в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе»;
она зарегистрирована и (или) осуществляет хозяйственную деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, и (или) Республики Крым, и (или) Луганской Народной Республики, и (или) Запорожской области, и (или) Херсонской области, и (или) г. Севастополя (новый случай);
она включена в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, который ведет Минпромторг России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96.
Сведения, не включаемые в раскрываемую
консолидированную финансовую отчетность
В раскрываемую консолидированную финансовую отчетность организация вправе не включать следующие сведения:
1) по перечню согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. № 1102 «Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее – перечень 1);
2) о лицах, указанных в шестом - двенадцатом абзацах пункта 1 постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. № 1102 (далее – перечень 2);
3) по перечню информации, которую кредитные организации вправе не раскрывать, а также лиц, информация о которых может не раскрываться, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. № 1173 «Об особенностях раскрытия кредитными организациями информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее – перечень 3).
Состав указанных сведений в отношении конкретной организации определяется в зависимости от ее вида исходя из следующего:
кредитные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, применяют перечни 1, 2 и 3;
иные кредитные организации – перечень 3;
прочие организации – перечни 1 и 2.
При решении включать или не включать соответствующую информацию в раскрываемую консолидированную финансовую отчетность организация должна исходить из того, приведет ли (может ли привести) раскрытие и (или) предоставление этой информации к введению ограничительных мер в отношении самой организации и (или) иных лиц.
Раскрытие консолидированной финансовой отчетности
с изъятием отдельных сведений и аудит такой отчетности
О раскрытии консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений см. документ Межведомственной рабочей группы по применению МСФО при Минфине России «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации» (ОП 18-2023). Об исполнении обязанности по аудиту консолидированной финансовой отчетности в случае раскрытия ее с изъятием отдельных сведений см. документ Межведомственной рабочей группы по применению МСФО при Минфине России «Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации» (ОП 19-2023). Оба документа размещены на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.gov.ru в разделе «Бухгалтерский учет и отчетность – Международные стандарты финансовой отчетности – Информационные материалы – Обобщение практики применения МСФО».
Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России
[1] См. Информационное сообщение ИС-учет-24.